{Архивъ} История популярных игр: Civilization III от Сида Мейера

За более чем 20 лет, прошедших со дня выхода первой части игры, Civilization от Сида Мейера (Sid Meier) стала классикой игрового мира, и вряд ли сейчас найдется такой геймер, который не знает об этой знаменитой игре. Она вошла в игровой мир без всяких церемоний и приглашения, вытеснив популярные в свое время Railroad Tycoon, SimCity и еще массу других игр.

В серии Civilization всего вышло шесть игр (различные дополнения не в счет), и хотя некоторые считают, что вышедшую когда-то Sid Meier’s Alpha Centauri надо считать еще одной игрой из серии Civilization, но на самом деле это не так. Sid Meier’s Alpha Centauri — это отдельная игра, об этом даже сам Сид Мейер (Sid Meier) говорил в одном из своих интервью.

По популярности Civilization можно сравнить с такими признанными хитами как игры из серии SimCity, Warcraft и Command & Conquer. Между прочим, две игры от компании Activision (в свое время Activision выкупила все права на серию Civilization у компании Microprose), известных нам как Civilization: Call To Power и Civilization: Call To Power 2 нельзя записывать в серию Civilization, т. к. они скорее совершенно отдельные игры, несмотря на свое название.

К счастью, Microprose стала частью Infogrames, которая к этому моменту договорилась о правах на Civilization с компанией Activision. После этого Firaxis получила права на использование торговой марки Civilization и приступила к разработке Civilization III. Чему мы, простые геймеры, были несказанно рады, ведь с того момента гениальный Сид мог спокойно творить в любимом мире, не придумывая новых галактик и мифических солнечных систем.

В Civilization III дипломатические отношения с другими нациями отводится гораздо большее значение, чем в предыдущих частях игры. Отношения с другой нацией не ограничиваються примитивными пактами о ненападении и соглашениями о взаимной агрессии против общего врага.

В Civilization III c противником можно договориться обо всём, чего желает душа новоиспеченного лидера нации: можно получить право свободного прохода по территории противника; договориться о защите конкретного города своего государства, если нет возможности отправить туда войска, а опасность нападения существует, то объявить организованное эмбарго ненавистному соседу тем самым, лишив его доходов от торговли. В Civilization III нет ‘лестничной’ системы заключения соглашений, как это было в Sid Meier’s Alpha Centauri, например, Вы сможете купить право свободного прохода по землям оппонента, не заключая с ним мирного договора.

Реализуемая дипломатическая система предоставляет обширные возможности для различных операций купли-продажи. Торговать разрешают всем, что есть в наличии: от карты территорий до городов. Знаете, как всегда приятно продать врагу деревню, на окраине империи, с революционно настроенным населением…

Одной из особенностей Civilization III можно считать введенный элемент культуры. У каждой цивилизации имеются так называемые CP (Cultural Points) из которых складывается общий культурный уровень империи. Определённое количество CP производится каждый ход как, например, золото или другие ресурсы. Количество получаемых CP зависит от вашего отношения к прекрасному. Построите больше храмов, библиотек, картинных галерей и вы получите больше CP за один ход. Со временем уровень культуры начнёт повышаться и без вашего участия, всё дело в древности построек (‘Age Bonus’), чем дольше стоит храм, тем выше его культурная ценность. ‘Age bonus’ распространяется и на ‘чудеса света’, которые, естественно дают больший приход CP, чем обычные строения. Кстати, помимо уже известных нам ‘чудес света’ из первой и второй части Civilization появятся уникальные для каждой расы, но построить более одного будет нельзя. К сожалению, если город с уникальным венецианским храмом (приносящим немереное количество CP за ход) будет взят, то отбив его назад ‘Age Bonus’ Вы уже не получите как, впрочем, и враг захвативший его.

Культурный уровень цивилизации влияет на множество факторов. В первую очередь на взаимоотношения с другими нациями. Заключить выгодную сделку, легче имея за спиной Лувр, Третьяковскую галерею и Гарвард, чем коровий хлев да институт дворников. Если два города граничат с месторождением какого-либо ресурса, добывать его будет город с большим культурным уровнем. Также с помощью культуры можно будет решить национальную проблему, ранее не свойственную игре. При захвате вражеского города вы уничтожаете гарнизон, но не всех жителей и они, вполне логично, могут поднять восстание против подлых захватчиков. Их восстания порой так сильны, что могут вернуть город первоначальному владельцу. Этого не случится, если культурный уровень вашей империи будет достаточно высок, со временем произойдет ассимиляция населения и город полностью войдёт в состав империи.

Разработчики из Firaxis сделали всё, что бы Civilization III стала как можно логичнее и удобнее для игрока. Для начала, за примерами обратимся к восхваляемой мной дипломатической системе. Вы не сможете начать сколько-нибудь серьёзные отношения с соседней цивилизацией не имея посольства (для этого потребуется исследовать письменность), а без знания картографии Вы не сможете поменяться картой исследованных территорий. Лидеры соседних держав отныне наделены ‘памятью’ и не забудут о Вашем вероломном предательстве даже через пару сотен лет, что вынуждает вести политику с учетом возможных последствий в будущем. Серьезные изменения были внесены и в систему ресурсов. В Civilization III они делятся на три категории: стратегически важные — необходимые для военных действий, например, железо; направленные на повышение счастья граждан, следовательно, и Вашего рейтинга, те же CP; и такие ресурсы как золото, связанные с уровнем производства. Золото приобрело ещё большее значение в системе игровых ценностей, теперь вся армия будет исключительно платной, а, следовательно, и торговать придётся активнее.

Ресурсов будет много и для каждого века свои, связанные с уровнем развития цивилизаций. Например, железо можно добывать только после изучения Iron Working, а уран, после ознакомления с расщеплением атома. Интересно, что Вы не сможете разрабатывать одно месторождение на протяжении всей игры, т. к. количество ресурсов на данном участке будет уменьшаться, пока совсем не иссякнет. Чтобы добывать необходимые ресурсы придётся провести к месторождению дорогу. Протоптанные сквозь леса тропинки, мощенные камнем дороги и сверхскоростные шоссе приобретают стратегически важное значение, потому что используются не только при транспортировке ресурсов, но и для торговли с соседями (чтобы совершать какие-то бартерные операции с дружественной цивилизацией придётся провести дорогу к их ближайшему городу). Караваны как ненужный архаизм были отправлены на пенсию. Отсюда десантные операции и молниеносные контратаки по коммуникациям противника как средство борьбы с особо богатым соседом. Сами разработчики определили такую тактику как — ‘defend territory, not only a city’, т. е. защищайте всю территорию, а не только города.

В начале игры можно стать правителем одной из шестнадцати цивилизаций. В свое время разработчики уверяли, что в Civilization III они будут отличаться не только цветом. Подготовлен был целый ряд особенностей для каждой отдельной расы. Каждая цивилизация имет несколько характерных только для неё юнитов учитывая этапы исторического развития. У Египтян, вместо обычных колесниц имеются боевые с увеличенной в два раза атакой; римляне стали единственными обладателями легионов столь надёжных и эффективных в Civilization I; французы монополизировали мушкетёров, а американцы получили свой F-15, а у русских оказались любимые народом МИГи.

Помимо отличия в средствах боевых действий у каждой цивилизации также имеют место быть свои приоритеты: военный, научный, экономический (всего шесть штук) и в зависимости от них протекает общее развитие. Полный список этих особенностей можно посмотреть на официальном сайте игры. Все военные юниты можно объединять в армии, состоящие из разных типов войск. Каждые четыре города могут поддерживать одну армию. Некоторые изменения произошли и в государственном строе. В Civilization III добавился ещё один — национализм. По мнению Firaxis это наивысшая стадия развития социума. При национализме всё производство страны можно направить либо по пути войн и разрушений, в этом случае вдвое сократятся расходы на армию, но все остальные увеличатся, или же вести сугубо креативную политику, что приведет к подорожанию вооружённых сил и закономерному уменьшению социальных расходов. Об эффективности данной модели рассказывать можно много. К примеру, к радости тайных членов компартии: в Civilization III коммунизм сохранили, не поменяв при этом ни одной из его особенностей — он по-прежнему остался самым оптимальным государственным стрем для завоевательных походов.

Взглянув на скриншоты, практически наяву ощущаешь солоноватый запах прибоя, сухость бесплодных пустынь и журчание холодных горных речушек. Юниты проработаны с такой скрупулезностью, что остаётся только позавидовать целеустремлённости и бешеной работоспособности художников. Шутка ли — 15000 кадров анимации!

В комплекте с игрой идёт специальный Developer Kit для создания своих цивилизаций и сценариев. Кажется такого раньше в играх серии Civilization не было. Разработчики рассчитывают с помощью увлечённых энтузиастов создать своеобразную civilization community. Большую роль в этом благородном деле должен сыграть мультиплеер, который предоставил пользователям несколько совершенно уникальных для стратегий режимов игры. Лично мне, как-то показалось, что в Civilization III используется движок от игры Civilization: Call To Power 2, хотя и сильно модифицированный, да и графика на порядок улучшена. Civilization III разрабатывалась для PC, с последующим портированием на Mac (этим занималась всем известная MacSoft).

На мой взгляд, у Civilization III от Сида Мейера есть все шансы войти в историю, а качестве одной из лучших стратегий своего времени. Есть все основания считать, что Civilization III — это такая же классика, как и предыдущие игры этой серии. Поклонников стратегий Civilization III еще долго будет вдохновлять, удивлять, покорять, одним словом игра была просто обречена на успех ещё в состоянии лишь одной идеи, рожденной великим Сидом Мейером. Civilization III — это ступень в эволюции стратегических игр, и вдвойне приятно, что этот шаг был сделан тем, кто по сути стоял у истоков этой эволюции.

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях