Рынок доступа в Интернет: реалии и перспективы

В 2010 г. около трети крупных и средних провайдеров могут покинуть рынок доступа в Интернет. Рынок доступа в Интернет, несмотря на кризис, в текущем году, по прогнозам экспертов и участников рынка, продемонстрирует относительно неплохой рост.

Константин Колесов, директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega (г.Киев; с 2000 г.), так комментирует данные Госкомстата о том, что в январе — сентябре 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., доходы украинских телекомоператоров от предоставления данной услуги увеличились на 43,5%: «В прошлом году прирост доходов украинских интернет-провайдеров составил 51%. Согласно нашим прогнозам, предпосылок для значительного замедления роста до конца 2009 г. нет, поэтому темпы роста доходов сохранятся на уровне 40-45%. Частные абоненты израсходуют на доступ в Интернет в этом году на 45-50% больше, чем в прошлом, что обусловлено увеличением количества частных подключений. Прирост доходов от услуг юридическим лицам будет скромнее — на уровне 30-40% — из-за более сильного влияния кризиса на данный сегмент», — прогнозирует эксперт. Заметим: по оценкам участников рынка доступа в Интернет, его объем в прошлом году достиг $120 млн.

Как выбрать пароль для Интернета? - Интернет

База
Говоря об увеличении объема рынка, специалисты вместе с тем указывают, что в этом году прирост абонентской базы пользователей будет менее впечатляющим. По итогам 2008 г. общая клиентская база телекомоператоров, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД), достигла 1,5 млн пользователей. Как прогнозирует Дмитрий Грищук, генеральный директор ЗАО «Индастриал Медиа Нетворк» (г.Киев; интернет-провайдер, предоставляющий услуги под ТМ 1Р N61; с 2001 г.), прирост количества пользователей ШПД по итогам текущего года составит не более 30%: «В связи с кризисом темпы подключения новых пользователей в 2009 г., по сравнению с предыдущим годом, замедлились (в прошлом году, по сравнению с 2007 г., количество желающих «ходить» в Интернет увеличилось на 64%. Более оптимистичен г-н Колесов: «В текущем году, по сравнению с прошлым годом, прирост количества абонентов ШПД составит 34%, а в следующем году ожидается прирост на уровне 38% «.

По словам участников рынка, положительная динамика обусловлена тем, что рынок ШПД все еще развивается, и даже кризис не в силах остановить его, поскольку этот рынок остается чрезвычайно привлекательным для пользователей.

Снижение же темпов роста рынка его участники напрямую связывают с кризисом. Во-первых, корпоративные клиенты, которых телекомоператоры очень любят за стабильность и возможность заработать на них больше денег, чем на частных лицах, существенно сократили затраты на связь. «Если компания не развивает свой бизнес, не открывает новые офисы или даже сокращает их, это не способствует бизнесу Интернет — провайдеров. Однако рост рынка за счет физических лиц не прекращался. Поэтому провайдеры, которые обслуживали ЗАО «Датагруп» (г.Киев; телекоммуникационный оператор; с 2004 г.), популярность ШПД объясняется тем, что данная технология позволяет сразу же подключить несколько услуг: телефон и Интернет, Интернет и ТВ или все три услуги вместе.

Тогда как рынок доступа в Интернет в целом развивается куда менее впечатляюще. «Если вспомнить начало 2000-х годов, когда рынок Интернета в Украине только набирал обороты, количество абонентов из года в год увеличивалось в разы. Сейчас ситуация стабилизировалось. По нашим прогнозам, в этом году прирост абонентской базы Интернет — пользователей в целом составит около 18% (в прошлом году — 21%). В следующем году можно ожидать увеличения абонентской базы и юр-, и физлиц, сумели удержать свои доходы «, — поясняет г-н Колесов. Слова коллеги по рынку подтверждает г-н Данченко: «По итогам первого полугодия 2009 г. на частных пользователей пришлось более 80% подключений «.

Во-вторых, частные пользователи, хотя и подключаются активно, не слишком-то настроены увеличивать затраты. Если еще в прошлом году подобная категория клиентов при выборе интернет-провайдеров больше внимания уделяла качеству услуг, то сейчас в первую очередь интересуется их стоимостью. Участники рынка говорят, что среди пользователей началась своеобразная миграция, зависящая от тарифной политики и акционных программ того или иного интернет — провайдера.

Забыли об IР

Одним из способов зарабатывания денег в сложные времена для интернет-провайдеров могло бы стать предоставление услуг IР -телефонии. Ведь, повторимся, украинцы с еще большим рвением стремятся снизить затраты на связь, а IР -телефония позволяет звонить «задешево» в любую точку Земного шара.

Но, как и в предыдущие годы, из-за ряда проблем из года в год этот рынок становится все менее привлекательным и менее прибыльным. Напомним : хотя около 300 тыс. украинцев регулярно пользуются IР -телефонией для звонков за рубеж, ежегодно около 50% IР —трафика генерируют нелегально работающие операторы. Проблема заключается в том, что данный рынок плохо регулируется государством. Не помогло даже утверждение Национальной комиссией по вопросам регулирования связи условий лицензирования операторов, желающих предоставлять услуги фиксированной междугородной (международной) связи с применением технологии IР -телефонии.

Так, начиная с 2005 г. лицензии получили только 12 компаний, тогда как на рынке их не менее сотни. Легализоваться 1Р-операторы не хотят потому, что фиксированные операторы, дабы обезопасить себя от конкурентов, устанавливают высокие ставки доступа в свои сети, и IР -операторам куда выгоднее оставаться на нелегальном положении, втихаря обслуживая абонентов.

Из-за этого вот уже несколько лет никто из участников телекоммуникационного рынка не может точно оценить количество операторов, предоставляющих услуги IР -телефонии, емкость рынка или хотя бы количество пользователей.

Как отмечают эксперты, чтобы сократить количество нелегально работающих операторов, лицензиаты и фиксированные операторы который год подряд проводят проверки, отслеживают недобросовестных конкурентов и, по возможности, блокирут им доступ в фиксированные сети.

Как оставаться незамеченным в Интернете - socks  - интернет

 

Кроме того, самый крупный фиксированный оператор — ОАО «Укртелеком» — периодически ставит палки в колеса 1Р-операторам, блокируя доступ со своих сетей к IР -серверам. Последняя такая попытка была предпринята в апреле 2009 г., когда «Укртелеком» начал отключать от своих сетей лицензированных IР — операторов.

Не растет рынок IР — телефонии еще и потому, что развиваются другие услуги связи. Например, пользователи все чаще отдают предпочтение звонкам с использованием системы Skуре, которая является, по сути, голосовым аналогом Skype и позволяет каждому желающему осуществлять бесплатные голосовые звонки любому другому участнику этой системы в любой точке мира.

По мнению участников рынка, перспективы развития IР -телефонии весьма туманны. Чтобы IР -телефония начала активно развиваться, следует усовершенствовать нормативно-правовую базу, в частности, разработать и утвердить порядок взаимодействия и взаиморасчетов операторов 1Р-телефонии и операторов фиксированной связи. Но, как говорит Дмитрий Грищук, фиксированные операторы, в первую очередь «Укртелеком», крайне не заинтересованы в развитии 1Р-телефонии, поскольку доходы от предоставления услуг фиксированной связи из года в год снижаются, и лишние конкуренты им ни к чему. Хотя даже в такой удручающей ситуации, по его прогнозам, 1Р-операторам удастся продемонстрировать положительную динамику, поскольку по итогам 2009 г. их доходы, по сравнению с 2008 г., вырастут на 30-40% (в 2008 г. объем рынка 1Р-телефонии составил чуть более 11 млн грн. ).

Перспективно
Хотя рынок ШПД в Интернет, по прогнозам экспертов и участников рынка, будет выглядеть вполне прилично, ожидать, что кризис для Интернет — провайдеров пройдет бесследно, не приходится. По итогам 2007 г. АЯР1) (средний ежемесячный доход от одного абонента) находился в пределах $18, в 2008 г. он вырос до $20, а в 2009 г., по прогнозам, должен был составить $35-40. Именно такой показатель доходности закладывали в свои бизнес-планы Интернет-провайдеры. Для развития бизнеса операторы в докризисные годы активно привлекали долларовые кредиты для развития своих сетей, а сейчас вследствие колебаний валютных курсов многие из них не имеют возможности расплатиться с долгами.

Более того, как рассказал г-н Грищук, многие игроки рынка находятся на грани выживания. «Осенью ожидался ряд банкротств, в том числе и среди компаний, входящих в Топ-10, поэтому они сейчас заняты активным поиском инвесторов», — сетует он. Но ввиду нестабильности экономической ситуации инвесторы в Украину не спешат, поэтому, видимо, банкротств ряду Интернет-провайдеров избежать таки не удастся.

Инвесторов не привлекает даже то, что стоимость бизнеса Интернет — провайдеров с конца прошлого года существенно снизилась. «До кризиса компании, рассчитывая свою стоимость, в среднем просили по $600-800 за абонента, некоторые — и по $1 тыс., а сейчас — по $200-450 за абонента», — отмечает г-н Грищук. Инвесторы, выходит, ждут не только стабилизации ситуации, но и возможности купить подешевле. Поэтому, по прогнозам экспертов, процесс слияний-поглощений активизируется не ранее второго квартала следующего года. Это может привести к тому, что примерно треть работающих крупных и средних Интернет-провайдеров навсегда покинут рынок. Место ушедших займут мелкие, в том числе локальные (работающие в пределах нескольких домов) провайдеры, предоставляющие не слишком качественные услуги. «Домашние сети уже сейчас активно развиваются. Некоторые компании сворачивают работу, но на их место приходят те же студенты, «раскидывающие» кабель на пару квартир и зарабатывающие «на пиво», — констатирует г-н Грищук.

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях