Украина не спешит с ужесточением контроля над рынком интернет-услуг

Недавно НКРСИ — национальная комиссия по регулированию в сфере связи и информатизации — утвердила перечень правил предоставления доступа во всемирную глобальную сеть.

Как стало известно, НКРСИ не получив соответствующих полномочий по-прежнему не может осуществлять регулирование деятельности отечественных компаний, который занимаются предоставлением услуг хостинга, E-mail, видеозвонков, размещением серверов клиентов, а также регистрируют доменные имена (подробнее о доменах и хостинге — см на imena.ua) и предоставляют доступ к видеоматериалам в Сети.

Кроме этого, в новых правилах не содержатся какие-либо запреты на перекрестное субсидирование между услугами различных видов и отсутствует требование об обязательном наличии высшего образования в области связи у 30% сотрудников профильных фирм и организаций. По мнению операторов, в этот раз им удалось фактически отстоять право на свободное распространение информации в Сети. Наибольшую обеспокоенность вызывали попытки НКРСИ взять под свой контроль услуги, которые предоставляют украинские хостинг провайдеры и доменные регистраторы*.

Здесь уместно будет вспомнить, что буквально на днях Государственная Дума РФ приняла законопроект, которым предусматривается создание так называемого «черного списка» веб-ресурсов, содержащий запрещенную информацию. Данный документ был с негодованием встречен теми пользователями Рунета, которые видят в нем прежде всего желание властей ввести цензуру в Интернете. Тем не менее, уже с 1 ноября текущего года в России будет создаваться единый реестр сайтов с запрещенной информацией. Что же касается мирового опыта в данной сфере, то Россия отнюдь не стала первой страной, в которой госорганы озаботились проблемой чистоты веб-контента. Для примера предлагаем вам справочные данные о методах законодательного регулирования и действиях, направленных на фильтрацию веб-контента, в некоторых странах.

США

Контролирующий орган: USA Federal Communication Commission, FCC (Федеральная комиссия по связи США, сокращенно ФКС)
Механизм: фильтрация интернет-контента на ПК в школах, университетах и публичных библиотеках.

«Акт о защите детей от интернета» в США был принят в 2001 году. В соответствии с требованиями этого нормативного акта в таких общественных местах как библиотеки и школы ограничивается доступ к большому числу сайтов с непристойным контентом. Фильтрация осуществляется посредством коммерческих фильтрующих программ, но в некоторых штатах, к примеру, Пенсильвании также используется метод блокирования IP-адресов определенных ресурсов на уровне местной компании-провайдер. Кроме того, программы-фильтр также работают не одинаково, в том смысле что, степень фильтрации контента может приближаться к максимальной и даже избыточной.

Несколькими годами ранее, в 1998-м, в США был принят нормативный документ, который получил название «Акт о защите частной жизни несовершеннолетних» и содержит требование, согласно которому распространять персональные данные о детях, не достигших 16-летнего возраста, можно только с прямого разрешения их родителей. Несовершеннолетним не разрешается заводить свой интернет-адрес и персональный канал. Кроме того, ФКС разрабатывает дополнительные правила, ограничивающие деятельность детей в Сети, и проводит классификацию детских веб-сайтов.

Канада

Контролирующий орган: Canadian Centre for Child Protection (Канадский центр по защите детей)
Механизм: блокирование ресурсов, находящихся в национальной доменной зоне, и фильтрация зарубежного интернет-трафика по «горячей линии».

В соответствии с канадским законодательством и, в частности, Уголовным кодексом страны на основе данных судебных экспертиз формируется перечень сайтов, которые находятся под юрисдикцией национальных судебных и правоохранительных органов и содержащих материалы порнографического характера с участием детей. Те веб-ресурсы, которые находятся вне юрисдикции органов охраны правопорядка Канады, после соответствующего судебного решения могут быть заблокированы посредством механизмов, разработанных в рамках проекта «Чистая связь», который власти страны реализуют с ноября 2006 года при активном содействии ведущих компаний-провайдеров Канады и специальной «горячей линии» приема сообщений о фактах сексуальной эксплуатации несовершеннолетних.

В случае если житель Канады обнаружил в Сети сайт, который по его мнению содержит сомнительный контент, он может отправить сообщение о таком ресурсе на cybertip.ca, где специалисты проведут оценку имеющихся материалов, при необходимости подтвердят факт нарушения закона и уведомят об этом правоохранительные органы страны, в доменной зоне которой находится сайт-нарушитель. При этом ссылка, которая хотя бы два специалиста cybertip.ca расценивают, как подлежащую блокированию, автоматически попадает в «черный список» проекта «Чистая связь».

Провайдерами, участвующим в данном проекте на добровольной основе, блокируются все переходы по ссылкам из «черного списка». При этом компании-провайдеры не располагают данными о том, какие именно сайты содержатся в списке, чем сохраняется их невовлеченность в процесс оценки ссылок. Однако методика блокирования (по IP-адресу, доменному имени и т.п.) определяется только провайдером. Некоторые канадские провайдеры, в частности Sasktel BellCanada и Telus, осуществляют блокирование только самих ссылок, а не IP-адреса сайта, стараясь избегать избыточного блокирования «чистых» сайтов, которые расположены на одном сервере с нелегальным ресурсом. Помимо прочего, канадский проект «Чистая связь» не занимается отслеживанием активности отдельных пользователей или фиксацией попыток перехода по ссылкам заблокированных сайтов.

Германия

Контролирующий орган: Federal Department for Media Harmful to Young Persons (Федеральный департамент по медиаресурсам, вредным для молодежи)
Механизм: Voluntary Self-Control for Multimedia Service Providers — специальное соглашение «Добровольный самоконтроль для мультимедийных сервис-провайдеров»

Еще в 1953 году Бундестаг принял Закон о вредных для молодежи материалах, который лежит в основе государственной политики в сфере защиты немецкой молодежи от негативного воздействия средств массовой информации.

В Статье 1 данного Закона прямо предписывается следующее: «материалы, которые способны наносить вред нравственности детей и подростков, необходимо включать в список». При этом основными критериями определения такого рода материалов Закон обязывает считать пропаганду насилия, прославление войны, уменьшение пагубных последствий смерти, разрушения, бедствий и нужды, а также пропаганду идеологии нацизма, расовой ненависти, милитаризма и авторитаризма, сексуально-этическую дезориентацию и порнографию. Имеется также и исключение: в список не включаются материалы только на основании содержащихся в них политических, социальных, религиозных или мировоззренческих утверждений, даже если могут быть вредными для молодежи.

С 27 ноября 1990 года в соответствии с постановлением Федерального конституционного суда Германии преимущественные права при включении в список принадлежат произведениям искусства, науки и материалы, созданные с целью информирования общественности и содействия в раскрытии правонарушений, а также материалы соответсвующие другим государственным интересам.

Законом о вредных для молодежи материалах налагается также целый ряд ограничений на те материалы, которые включены в список: запрещено их предложение, продажа, прокат или хранение вне торговых помещений в розничной торговой сети, киосках, организациях системы посылторга, читательских кружках и библиотеках; распространение через электронные информационные и коммуникационные службы или организация доступа к таким материалам какими-либо другими способами. Содержащиеся в списке материалы нельзя презентовать публично, также запрещается их реклама. Включенные в список телевизионные службы рекламировать разрешается, но только тогда, когда предприняты технические и прочие меры, исключающие возможность доступа к ним детей и подростков. Нарушения этих положений караются денежными штрафами или лишением свободы. По состоянию на 2005 год в «черном списке» имелось более 650 сайтов порнографической, насильственной и «крайне правой» тематики.

С середины 2000-х в Германии действуют Комиссия по защите несовершеннолетних в СМИ, Федеральный Департамент по вредным для молодежи медиаресурсам, формирующий списки запрещенных к распространению материалов, а также саморегулирующий орган, который называется «Ассоциация добровольного отслеживания компаний-провайдеров мультимедийных услуг». В Германии к Ассоциации присоединились ведущие поисковики, в том числе Google, MSN Deutschland, Yahoo!, Lycos Europe, AOL Deutschland, T-Online и T-info. Все перечисленные организации добровольно отфильтровывают сайты, на основе списков, которые составляет Федеральный Департамент по вредным для молодежи медиаресурсам. Кроме того, в Германии функционирует система авторизированного доступа к веб-сайтам с содержимым порнографического характера, обязательная для для совершеннолетних пользователей (на пунктах почтовой связи необходимо предоставлять документы, персональные ID USP-чипы и т.п.).

Китай

Контролирующий орган: Центр контроля за вредной информацией
Механизм: Public Pledge of Self-Regulation and Professional Ethics (дословно «публичное поручительство самоцензуры и профессиональной этики»).

В Китае блокирование интернета — это сфера, где задействованы государственные и политические интересы. По мнению аналитиков преимущественно из США и стран Западной Европы, в Китае запреты распространяются на веб-контент, который относится к правам человека, деятельности оппозиционных политических движений, проблемам Тибета и Тайваня, деятельности некоторых глобальных новостных служб вроде BBC и временно на отдельные известные сайты (к примеру, Wikipedia на период с с октября 2005 года по июнь 2006 гг.) и поисковые системы (с 2006 г. под запрел в Китае попал Google).

Китайские власти также ведут кампанию по борьбе с распространением порнографии. Центр контроля за вредной информацией большинство порноресурсов ликвидирует немедленно после сигналов, которые поступают от пользователей. К слову, в Китае за сообщение об обнаружении порносайта пользователь получает немалое денежное вознаграждение в сумме от 500 (около $60) до 2 тыс. (порядка $240) юаней.

Технически доступ к запрещенным сайтам в Китае ограничивается через конфигурирование оборудования на шлюзах международного уровня и блокирование определенных IP-адресов и доменных имен. Блокирование сайтов с запрещенным контентом обязаны осуществлять провайдеры. При этом пользователи, пытающиеся зайти на страницу заблокированного сайта не получают сообщений о том, что ресурс заблокирован, а видят нейтральные «404 error» и т.п.

С 2003 года власти Китая активно содействуют продвижению в нового протокола IPv6, который объединяет 167 научных кафедр в 25 университетах крупных городов страны. В марте 2006-го в Китае начали внедрять систему доменных имен (DNS), поддерживающую имена на китайском. Реализация подобных технологических решений проводится с целью создания национального китайского Интернета, который станет альтернативой англоязычному World Wide Web.

Иран

Контролирующий орган: Комитет по цензуре в Интернете
Механизм: фильтрация контента крупнейшими ISP-провайдерами.

Закон о наказании за преступления в сфере Интернета в Иран был принят в 2004 году. В нем вся ответственность за доступ пользователей к веб-контенту возложена на интернет-, контент- и хостинг-провайдеров. Отфильтровываются ресурсы, которые содержат политический контент, сайты для гомосексуалистов, а также сайты и блоги порнографического характера. Каждый из ISP-провайдеров использует собственную систему фильтрации веб-контента.

*Статья подготовлена на основе материалов, взятых из открытых источников.

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях