контр страйк снова в большом киберспорте: бабло победило зло, и будущее пока радует

В истории Контр Страйк был период, когда эту игру уже считали едва ли не исчезающей. Действительно, в отличии от, скажем так, других видов современного киберспорта и у оригинальной Контр Страйк, и у ее нынешнего преемника — Counter-Strike: Source, случалось существенное снижение популярности.

Так, CS: Source больше всего претерпела от закрытия в 2008 году Championship Gaming League — крупнейшей и некогда самой состоятельной лиги Source. А оригинальную CS (т.е. ту, которую геймеры называют 1.6) в глазах игровой общественности затмили RTS и MOBA, на какое-то время.

И даже вышедшее в 2012 году крупнейшее обновление Контр Страйк — Counter-Strike: Global Offensive мало что изменило: ситуация по-прежнему выглядела мрачной. Прекращали свою деятельность организации, которые фактически развивали игру, исчезали целые игровые лиги, и проводилось все меньше турниров для профессиональных игроков.

Да и CS:GO, как известно, в первое время не блистала качеством исполнения, и по этой причине геймеры в большинстве своем предпочитали скачать кс 1.6 (здесь, к примеру) или не менее проверенную Source.

Но, к счастью, сегодня алгоритмы развития игр несколько отличаются от тех, которые использовались в 1999-м, когда Контр Страйк только появилась. В настоящее время активная поддержка в период после выпуска — это уже составляющая часть продвижения любой игры, однако в Valve решили не ограничиваться стандартными мероприятиями и пошли дальше, уделив при продвижении CS:GO гораздо больше внимания развитию состязательной составляющей Контр страйк и поддержке существующих игровых сообществ, благодаря чему Global Offensive из поначалу весьма заурядной «обновы» превратилась в определенно одну из самых интересных и конкурентно-наполненных версий Контр Страйк.

И положительные результаты столь заметных изменений в политике Valve не заставили себя долго ждать. В 2013-м с успехом был проведен DreamHack Winter — крупнейший за всю 14-летнюю историю Контр Страйк турнир с призовым фондом в $250000. И дело, что называется, пошло. Вслед за DreamHack Winter 2013 состоялись еще три не менее масштабных турнира, призовой фонд для которых был предоставлен Valve, кроме того в игре появилась новая функция, позволяющая смотреть бои чемпионатов прямо через игровой клиент.

контр страйк в киберспорте - бабло победило зло, и будущее пока радует

И самое главное — это то, что с каждым новым турниром возрастали не только размеры призовых фондов, постепенно росло также количество зрителей.

Состоявшийся в конце ноября прошлого года Dreamhack Winter 2014 снова побил рекорд по количеству зрителей, установленный на прошлом чемпионате. Финальный бой между командами LDLC и Ninjas in Pyjamas смотрели более полумиллиона человек, и около 300 000 зрителей наблюдали за матчем через стрим в Twitch.

Впрочем, история возрождения Контр Страйк полна сложностей, и даже сегодня и многие организаторы турниров, и профессиональные геймеры со стажем, которым довелось участвовать в ней буквально «от первого лица», по-разному относятся к такому радикальному повороту судьбы, причина которого — в в целом ряде обстоятельств, столь удачно изменивших как саму игру, так и мир киберспорта в целом.

Один из известнейших экспертов Контр Страйк Скотт Sirscoots Смит (человек, который играет в игру еще с ее бета-тестирования в 1999 году, и в течение последний 15 лет сделавший многое для развития Контр Страйк — от руководства несколькими профессиональными командами до непосредственной помощи в создании GotFrag TV и работы на турнирах Dreamhack и ESL One) как-то в одном из своих интервью выразил мнение, что все изменилось после того, как Valve начала напрямую поддерживать киберспорт:

«Годами Valve мало заботилась об игре, поскольку это был мод их игры, и даже после того, как они ее выкупили и сделали Source, они по-прежнему мало, что делали. Нужна была вечность, чтобы что-то исправить — игра жила за счет игроков. Это было прекрасно, игра процветала без участия разработчика, однако поддержка разработчиков в игре — в особенности, если это киберспорт — это потрясающий дополнительный бонус, особенно сегодня».

Очевидно, Sirscoots не ошибся.

В настоящее время многие известные студии, в частности Riot Games, не только обеспечивают масштабную финансовую поддержку различных игровых турниров, но и организовывают официальные собственные чемпионаты мирового уровня. Да и Valve вот уже несколько лет аналогичным образом развивает на только Контр Страйк, но и свою DOTA 2. Кстати, на их фоне пока «подтормаживает» Blizzard, потому их StarCraft II и демонстрирует негативный эффект в развитии.

Здесь стоит отметить, что кроме прямой финансовой поддержки конкуренции среди игровых сообществ Valve также приложила достаточно усилий, чтобы Counter-Strike:GO стала игрой, в которой такая конкуренция была бы интересной. По этому поводу Sirscoots отметил, что «Valve [приняла] всю нашу критику близко к сердцу… они поняли, что наши жалобы на проблемы геймплея помогают улучшить игру для всех, и начали регулярно вносить исправления. Контр Страйк, в которую мы играем сегодня — это уже совсем не так игра, которая вышла пару лет назад, и это на самом деле удивительно».

Действительно, в отличие от Counter-Strike: Source, игра CS: GO явно пользуется большим вниманием со стороны своих создателей. По крайней мере, с настройками и балансом разработчики работаю как минимум раз в неделю, а то и чаще. Плюс, только за минувший месяц было выпущено сразу несколько крупных обновлений как раз для устранения некоторых актуальных вопросов с балансом в Контр Страйк (в том числе чуть «урезали» огневую мощь CZ75-Auto) и оптимизации карт.

контр страйк - DreamHack Winter 2014 - финальная часть

Но это только то, что касается технической поддержки игры. Помимо этого в Valve также сумели построить жизнеспособную финансовую модель в игре, притом и для себя, и для тех команд, которые профессионально играют и зарабатывают в Контр Страйк. Внедрение «шкурок» оружия — это один из вариантов такого заработка, притом постоянного, и одновременно способ привлечь дополнительное внимание геймеров к игре.

В прошлом году Valve также ввела внутриигровые «фичи», работающие впользу про-геймеров. К примеру, теперь можно купить стикер для оружия с логотипом команды, и команда получает свою «долю малую» от каждой такой покупки. И, как показывает практика, наряду со значительно возросшими за последнее время призовыми фондами игровых турниров, такие прибыльные «мелочи» позволяют профессиональным киберкомандам не просто выживать, но и с успехом развиваться, даже если некоторые из них и не выигрывают некоторое время в крупных киберсоревнованиях по Контр Страйк.

С другой стороны, всячески поощряя про-геймеров, в Valve не забыли и о новичках: студия выпустила версию Контр Страйк, которая гораздо более проста в освоении и дружелюбна к начинающим игрокам, чем любая из предыдущих итераций игры. Система баланса, схожая на те, что применяются сегодня в LoL или в DOTA 2, предусматривает, что в игре новичкам будут противостоять игроки с аналогичного игрового уровня. Так что теперь «нубам» можно не беспокоиться, что как раньше в Source или КС 1.6, на первом же сервере CS:GO их просто сметут более скилованные геймеры, не дав даже времени как следует разобраться с управлением и успеть чему-нибудь научиться.

А еще есть казуальные игры вроде Arms Race, которые, всегда присутствовали в ранних версиях Контр Страйк в виде отдельных модов, но теперь являются официальными игровыми модами, и с их помощью игра обретает новых фанатов, и некоторые из них впоследствии становятся участниками знаменитых турниров.

Разумеется, усилия Valve — это лишь одна из составляющих сегодняшней популярности Контр Страйк.

Без того самого пресловутого стечения внешних обстоятельств все-таки тоже не обошлось. В свою очередь, одним из таких удачных и для Контры, и для киберспорта в целом обстоятельств эксперты называют быстрое развитие видеостриминговых платформ, с которыми живая аудитория кибер-турниров любого уровня увеличилась в разы.

Sirscoots, в частности, отметил:

«Я думаю, что любой киберспорт своим развитием обязан бесплатному онлайн-стримингу. Идея взять хороший канал и монетизировать его за недорого попросту взорвала киберспорт. Если вам нужно с нулевыми затратами зайти в такой контент, то Twitch — это та зверюшка, которая позволяет это сделать. И они очень, очень активно заинтересованы в поддержке киберспорта. Для них это все не так просто, мол, вот твой линк, и вперед. Нет, теперь им это все нравится слишком сильно!»

И снова дедушке Контр Страйка не откажешь в мудрости. А для наглядности всегда можно посчитать, сколько представителей и администраторов Twitch присутсвуют в чате, сопровождающем любой стрим крупного игрового турнира. Поверьте, их там всегда много — это факт, который уже сам по себе наводит на мысль, что Twitch не только пользуется случаем продвинуть себя, но и давно заинтересован в популяризации подобных мероприятий и максимальном росте их зрительской аудитории.

Опять же, для многих про-геймеров и команд регулярные стримы на Twitch и/или YouTube стали еще одним источником стабильного дохода, помимо призовых на турнирах. Если вам нравится Контр Страйк, то сегодня без особого труда можно найти и посмотреть интересные прямые эфиры отдельных боев профессиональных геймеров, тренировки команд, разнообразные обучающие игры для новичков, которые одновременно просматривают тысячи и даже десятки тысяч зрителей. Некторые геймеры прямо признают, что на своих стримах они зарабатывают больше, чем выигрывают на турнирах.

К примеру, Робин Fifflaren Йоханссон (сегодня уже заслуженный пенсионер Контр Страйк) — профессиональный геймер, команда которого — те самые знаменитые Ninjas in Pyjamas — в прошлом году выиграла турнир ESL One Cologne, надавно раскрыл еще один весьма прибыльный секрет популярности Twitch:

«Twitch очень помог, в том смысле, что у вас появляется много зрителей, которые раньше вообще никогда не слышали о Контр Страйк. Молодежь, которая в массе своей начинает с League of Legends, заходит в Twitch и задается вопросом: «О, стоп, а это что за игра? У них уже 300000 зрителей. Надо глянуть!» И это очевидно способствует развитию CS:GO.»

Между прочим, статистика тоже на стороне заслуженного ветерана Контры. Постоянно увеличивается не только количество зрителей и просмотров, растет также армия активных геймеров. Понаблюдав пару раз, как играют в Контр Страйк лучшие в мире игроки, многие из случайных зрителей также решают попробовать. Ну, а почему бы и нет, если есть такая возможность и время?

О возможностях, точнее о шансах.

На самом деле, чтобы хорошо заработать на Контр Страйк совсем не обязательно быть скилованным про-геймером, способным выигрывать турниры и/или собирать сотни тысяч просмотров на своих стримах. Как удачно подметил Sirscoots, уже пора признавать и существование такого интересного дела, как сайты, которые специализируются на онлайн-ставках в турнирах Контр Страйк.

«Вне всякого сомнения, человека чрезвычайно интересует та команда, на которую он что-нибудь поставил, тем более, если это настоящие деньги, так что игры он точно будет смотреть чаще».

Что ж, как показывает новейшая история Контр Страйк, бабло где-то таки побеждает зло. Игра — вновь популярна, хотя обратный путь к славе и званию одного из самых модных видов кибер-спорта потребовал времени и значительных усилий от всех его участников. Но теперь просто нельзя не задать вопрос: а что дальше? Понятно, что Контре еще есть куда развиваться, о чем свидетельствуют хотя бы последние мегатурниры тех же LoL и DOTA 2 с их многомиллионными призовыми фондами. Но, тем не менее, что ждет именно Контр Страйк?

Вопрос не простой. И эксперты однозначного ответа на него не дают. Пока.

Fifflaren считает, что будущее Counter-Strike во многом будет схожим с нынешним DOTA 2:

«Был рекорд по зрительской аудитории и по количеству активных геймеров, но я думаю, что в конечном итоге будет и замедление. И тогда, как мне кажется, Valve следует сделать еще один шаг вперед и создать CS:GO в версии The International.»

The International — это, как известно, крупнейший ежегодный турнир по DOTA 2, который в 2014 году собрал самый большой призовой фонд за всю историю проведения кибер-турниров. Его объем составил $11 млн., большая часть из которых была внесена самими игроками в DOTA путем покупки различных игровых предметов. Кроме того, The International — это полностью проект Valve, который проводился в некоторой мере как ответ на самый престижный турнир League of Legends Worlds с его тоже огромным даже по теперешним меркам призовым фондом. До сих пор в CS:GO турниров столь высокого уровня еще не проводилось, так что с Fifflaren спорить трудно: скорее всего, Valve в ближайшей перспективе действительно придется организовывать мероприятие уровня The International по престижности и масштабности, но уже для Контр Страйк, если компания заинтересована в дальнейшем развитии этой игры.

Со своей стороны Sirscoots акцентирует внимание на другом аспекте развития Контры:

«VAC [анти-чит система Valve] — система эффективная, но медленная. Ей требуется время на то, чтобы кого-то отловить. Вы играете против читера, но его не поймают тогда, когда он читерит против вас; его поймают через месяц, после того, как станет известно, что он читерил. Было бы намного лучше с более агрессивным анти-чит клиентом, к примеру, таким как в ESEA. И меня это не беспокоит, я доверяю Valve, и пусть они прочесывают мои файлы также как ESEA.»

Зато и Sirscoots, и Fifflaren сходятся в одном: сегодня Valve — на правильном пути, и будущее Контр Страйк выглядит достаточно радужным. Будет больше крупных турниров и хороших стримов в Twitch и YouTube, будет улучшаться геймплей, определенно будет проводиться больше различных рекламных мероприятий по тематике Контр Страйк, а значит, будет больше фана.

[irp]

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях