Технология RFID в автомобилестроении не сразу, но постепенно из решения инновационного превратилась стандарт. В немалой степени благодаря рабочим регламентам, разработанным крупнейшими автоконцернами.
Ведущие европейские автопроизводители под эгидой Немецкой ассоциацией автомобильной промышленности разработали рекомендации по идентификации транспортных средств и компонентов с использованием технологии RFID.
Эти нормы и принципы закреплены в официальном документе, который в настоящее время известен как VDA 5500.
Согласно этим правилам, каждый европейский автопроизводитель, а также компании-производители комплектующих, которые развивают свое производство в соответствии с передовой практикой, обязаны внедрить комплексную систему маркировки и идентификации изделий на основе RFID.
Более того, некоторые производители, в частности концерн Mercedes-Benz, уже требуют от своих поставщиков в обязательном порядке маркировать все паллеты и контейнеры с поставляемыми деталями соответствующими RFID-метками.
RFID-наклейка в сборочном цеху Daimler
Требования относительно внедрения RFID-систем основываются на целом ряде очевидных преимуществ данной технологии для автомобильной промышленности. RFID это:
В целом, грамотная реализация этих и других преимуществ технологии RFID на всех этапах производства позволяет значительно ускорить идентификацию изделий и комплектующих, а также повышает точность и эффективность управления потоком информации. Благодаря этому повышается качество продукции, автомобили быстрее сходят с конвейера и быстрее доходят до конечного потребителя.
Основными элементами RFID-систем являются:
RFID-считыватель на заводе Daimler
По мере необходимости каждая RFID-система может быть дополнена специальными устройствами, в частности элементами автоматизации (датчиками, камерами, роботами и пр) и программными решениями, оптимизированными для определенных производственных задач.
В соответствии с регламентом VDA 5500 типовая RFID-система, применяемая на современном автомобильном производстве, состоит из двух базовых элементов:
Оптимальная схема обмена данными в VDA 5500 проиллюстрирована на примере решения RFID Navigator в версии, сертифицированной для применения на автомобильном производстве:
В настоящее время технология RFID в автомобильной промышленности находится фактически на этапе освоения и совершенствования. Тем не менее, крупнейшие автопроизводители и профильные ассоциации активно работают в направлении скорейшего внедрения и стандартизации RFID-решений для маркировки и идентификации продукции. Цель у всех общая — иметь возможность отслеживать даже самый мелкий элемент производственного процесса, получать полную информацию о каждом этапе производства, непрерывно его оптимизировать и повышать качество продукции.
RFID-системы значительно упрощают и удешевляют процессы сбора и анализа данных. Что, в свою очередь, как раз и дает возможность производителю сокращать производственные циклы и выпускать более качественные изделия при меньших производственных затратах. Именно поэтому в настоящее время все ведущие европейские автопроизводители чрезвычайно активно инвестируют значительные средства в развитие и стандартизацию RFID-систем.